НИКО
В 2014 году по инициативе Рособрнадзора в Российской Федерации начата реализация программы Национальных исследований качества образования (НИКО), целями которой являются:
развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации;
содействие реализации поручений Президента Российской Федерации и программных документов Правительства Российской Федерации в части, касающейся качества образования;
совершенствование механизмов получения достоверной и содержательной информации о состоянии различных уровней и подсистем системы образования, в том числе с учетом введения ФГОС;
развитие информационно-аналитической и методологической базы для принятия управленческих решений по развитию системы образования в Российской Федерации;
содействие эффективному внедрению ФГОС;
содействие процессам стандартизации оценочных процедур в сфере образования.
Согласно Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации целью научно-технологического развития Российской Федерации является обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации. Для этого предполагается в том числе создать возможности для выявления талантливой молодежи и построения успешной карьеры в области технологий и инноваций. Реализации указанной задачи способствует проведение Национальных исследований качества образования в части достижения личностных и метапредметных результатов в 6 и 8 классах.
Исследование проводится в целях выявления достижения личностных и метапредметных результатов обучения в основной школе установленных ФГОС; определения актуальных проблем для решения в рамках федеральных, региональных, муниципальных и школьных программ воспитательной работы с обучающимися общеобразовательных организаций; формирования рекомендаций для всех субъектов образовательного процесса.
Национальные исследования качества образования в 6 и 8 классах общеобразовательной школы в части достижения личностных результатов, включающих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, и метапредметных результатов, включающих освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, построены на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (в ред. от 31.12.2015).
Задачи исследования в части достижения личностных и метапредметных результатов:
- проведение комплексной диагностики уровня подготовки обучающихся 6 и 8 классов образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования;
- сбор, обработка и анализ информации, характеризующей образовательный процесс в образовательных организациях;
- подготовка аналитических материалов по результатам исследования;
- разработка рекомендаций по использованию результатов исследования;
организация общественно-профессионального обсуждения результатов исследования.